Сущность корпоративного метода ведения хозяйства
Местное самоуправление по существу является системой корпоративного управления МО. Эта система представляет собой организационную модель, с помощью которой население представляет и защищает свои социально-экономические интересы (в дальнейшем СЭПИН — социально-экономическая поддержка интересов населения). В истории России корпоративная форма жизнедеятельности населения существовала около девяти веков до 1917 г.
Тип применяемой модели зависит от целей, механизмов их достижения и отражает сам факт разделения функций владения и управления МО. Муниципальное образование как корпорация есть организация лиц, обладающая как самостоятельный экономический субъект определенными правами и обязательствами, которые отличаются от прав и обязательств, присущих каждому члену сообщества в отдельности.
Население (акционеры) передает право управления собственностью менеджерам и совету директоров, делегируя им право принятия решений по целому ряду аспектов деятельности корпорации, за исключением решений принципиальной важности, В условиях, когда корпорация основана населением (акционерами) муниципального образования и когда каждый человек владеет лишь незначительной, но равной для всех частью капитала корпорации, уступка или доверие населением (акционерами) рычагов контроля за ее деятельностью приводит к разделению функций владения и управления (распоряжения).
Разделение функций владения и управления деятельностью корпорации МО не представляло бы никаких проблем, если бы интересы владельцев и менеджеров полностью совпадали. Но в реальной жизни их интересы расходятся.
Во-первых, менеджеры испытывают воздействие целого ряда факторов, таких как власть, размер корпорации, престиж, связанный с занимаемым положением, которые не имеют прямого отношения к интересам владельцев — населения (акционеров).
Во-вторых, отличаются друг от друга форма и размер материального вознаграждения, который получают менеджеры и население — владельцы корпорации. Менеджерам гарантируется вознаграждение по контракту в форме заработной платы, в то время как население (акционеры) могут получить ту часть прибыли корпорации, которая остается после того, как корпорация отчитается по всем своим обязательствам. Сложность увязки этих двух форм вознаграждения заложена в самой их природе. Одним из механизмов решения (смягчения) этого противоречия является начисление менеджерам вознаграждения в форме привилегированных акций корпорации.
Проблема корпоративного управления важна для значительного количества заинтересованных лиц — для населения (акционеров), кредиторов, покупателей и т.д. Всех их можно назвать «участниками в собственности корпорации». Под этим понятием подразумеваются те, кто произвел различного рода инвестиции и соответственно заинтересован в результатах и качестве работы корпорации.
Эффективность корпоративного управления во многом зависит от успешного развития различных аспектов акционерных отношении. Формирование институтов, способных осуществлять финансирование, управление и контроль за корпорацией, есть предпосылка успешного развития экономики МО, без них сектор корпоративной собственности возникнуть не может. Главными вопросами в связи с этим являются следующие: каким образом должны появиться эти институты; какие реформы должны быть предприняты; какие модели корпоративного управления и контроля за ним могут быть использованы в рамках экономики МО.
Наиболее широко используемым механизмом, с помощью которого население - акционеры (инвесторы) осуществляют внутренний контроль за деятельностью менеджеров корпорации, является привлечение специалистов (агентов), наделенных полномочиями по защите интересов населения-владельцев. Эти лица именуются директорами и образуют представительный орган — совет директоров корпорации. В этом состоит их отличие от исполнительных директоров, которые нанимаются на контрактной основе этим советом. Исполнительные директора образуют правление. Эти две группы директоров осуществляют внутреннее управление делами корпорации. Совет директоров ответствен за решение следующих задач: формулирование стратегических целей; назначение руководителей, способных реализовать эти цели; надзор за реализацией стратегии; информирование населения (акционеров) о результатах управления активами корпорации.
Другим, не менее эффективным механизмом управления, способным обеспечить управление в интересах населения (акционеров), является поглощение. Свободно функционирующий рынок поглощений, называемый рынком корпоративного контроля, представляет собой постоянно действующий аукцион активов компаний. Если стоимость активов оказывается ниже определенного уровня, который корпорация сочтет для себя приемлемым, то она присоединяет к себе неудачника, обеспечивая рост корпоративной собственности.
Акции не только гарантируют право на остаточный, выгодный населению доход корпорации, но и предоставляют своим владельцам (населению) право участвовать в голосовании по определенным вопросам деятельности корпорации, особенно по вопросу членства в совете директоров. Каждая акция дает акционеру право на один голос, причем акционер имеет право выдать доверенность на участие в голосовании другому лицу.
Похожие работы:
- Сущность корпоративного метода ведения хозяйства
Местное самоуправление по существу является системой корпоративного управления МО. Эта система представляет собой организационную модель, с помощью которой население представляет и защищает свои социа...
- Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства
Для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок приобретается в собственность или аренду в обычном порядке, установленном земельным и гражданским законодательством.
Порядок предоставления ...
- Формы ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства
Садоводство, огородничество и дачное хозяйство представляют собой различные виды проведения досуга горожан, совмещающего отдых и выращивание отдельных сельскохозяйственных культур, в первую очередь дл...
- Феодальная система хозяйства. Сущность феодальной экономики
В отличие от рабовладельческой, феодальная система хозяйства явилась почти универсальной для Евразии: большинство народов этого материка прошло через систему феодализма либо находятся еще и сейчас на ...
- Выбор метода ценообразования
Имея представление о закономерностях формирования спроса на товар, общей ситуации в отрасли, ценах и издержках конкурентов, определив собственную ценовую стратегию, предприятие может перейти к выбору ...